Coating

In vacuum it is possible to produce thin metal films by evaporation of metal with its subsequent condensation on the surface to which the coating is applied (so called base coat). For example, silvering in mirror glass production almost everywhere is replaced with vacuum condensation of the thinnest aluminum film. Process units for vacuum metallization of foil from plastic and woven fabric are currently developed. Protective-decorating, heat-reflective and other types of coatings are produced.

Vacuum evaporation technology is used in production of optical filters, coated optics, astronomical glasses, high-reflectivity coatings for lasers and interferometers. In electrical industry and electronic engineering vacuum evaporation is used for manufacturing semi-conductor flow straighteners, condenser tissue metallization, applying conductive layer during printing circuits production and for manufacturing radio-microschemes and storage elements of electronic computer circuits.

In automobile industry signal buttons, levers, head lamps, mirrors, etc. are metallized in vacuum. This method is used for producing anti-corrosive coatings of metals and steel plates. For example, a method of applying two-layer zinc-aluminum coatings by stage evaporation of these metals in a vacuum chamber. To protect high-resistance steel from corrosion in marine environment it is reasonable to use vacuum tinned cadmium coatings. Zinc and cadmium coatings are applied by thermal evaporation under pressure 10-3 - 10-4 Torr.

In some cases vacuum deposition is the only way of obtaining thin films. This method is significantly more cost-effective than other known methods of mass production of metallized products. With its implication mechanical treatment of the surface of the coating is minimized. The method of metallization in high vacuum provides coating of plastics, foil, paper, fabric with a thin metallic layer and its firm adhesion with the basic material.  

In process of metallization the workpiece is spinned around an evaporator and covered with a layer of a metal. Special holding devices must provide simple and reliable fixation of workpieces; the devices must not darken the surface being metallized. Spring type magnetic devices are distinguished due to their high quality. Non-metallic materials, such as quartz, calcium fluoride, can also deposited in thin films. Physical properties of salts and metals can drastically change after their evaporation in vacuum and formation of thin films; their crystalline structure is changed or destroyed.

Most of the plastics and special sorts of paper are metallized under vapor pressure below 10-4 Torr. To reduce the duration of the pumping process baffles, cooled with two- or three-stage cooling units, are installed between the vacuum chamber and a diffusion pump. The presence of the baffle shortens the time of pumping out units, filled with parts made of plastics, containing high-melting elastomers and water.

If metallization occurs on parts, not producing large amounts of gas, it is possible to go without a baffle, but it is necessary to have at your disposal a gas-ballasted pump. For metallization of plastics, releasing large amounts of gases (polyvinylchloride, cellidor, plexigum) and containing elastomers or solvents, another method is successfully used. Its essence lies in varnishing the workpiece (by spraying or submerging into liquid) before metallization. After drying out plastic or metal products release only small amount of gases and fully compact. The varnish fills all the pores of the surface, and the metal layer applied to the varnish comes out glassy smooth and shiny. It adheres to varnished surface better than to the workpiece itself. Multiple layering of high quality varnishes by spraying or submerging into liquid makes it possible to obtain very smooth surface of metal products, comparable with mechanically treated or electropolished surface.

Particularly high efforts are directed on development of technology of coating of thin ferromagnetic films several dozens to several thousand angstrom in thickness. Magnetic properties of such films have a set of distinguishing characteristics in comparison with the magnetic properties of bulky products made of the same materials. They are used as memory or logic elements of computing systems and for high frequency magnetic amplifiers, parametrons, microwave devices. In comparison with other magnetic elements, used for these purposes, advantages of films lie in higher response rate, lower energy consumption and lower occupied volume. Their field of application got a name of microelectronics.

When manufacturing complex electronic schemes by vacuum evaporation semi-conductor elements are used along with passive elements (resistors, capacitors). Thin films of semi-conductor devices have very high electron mobility; therefore when carrying out vacuum evaporation a high degree of purity of semi-conductor devices must be provided, what requires increasing the vacuum. While a certain portion of an inactive gas does not play a significant role, presence of such gas as oxygen, may drastically change the resistance of the film. Therefore, primarily it is necessary to achieve high vacuum with the gas, which negatively influences the process and to reduce its partial pressure up to the necessary minimum.

Покрытия

В вакууме возможно получение тонких металлических пленок в результате испарения металла с последующей его конденсацией на покрываемой поверхности (так называемой подложке). Например, серебрение в производстве зеркал почти везде заменено конденсацией в вакууме тончайшей пленки алюминия. Разработаны установки для металлизации в вакууме фольги из пластмассы и текстильной ткани. Для различных отраслей промышленности создают защитно-декоративные, теплоотражающие и другие покрытия.

Технику испарения в вакууме используют при изготовлении оптических фильтров, просветленной оптики, астрономических зеркал, в производстве совершенных высокоотражающих зеркал для лазеров и интерферометров. В электротехнической промышленности и электронном машиностроении испарение в вакууме используют для производства полупроводниковых выпрямителей тока, металлизации конденсаторной бумаги, нанесения проводящего слоя при изготовлении печатных схем, а также для изготовления элементов микрорадиосхем и памятных элементов электронно-вычислительных устройств.

В автомобильной промышленности металлизируют в вакууме сигнальные кнопки, ручки, фары, зеркала и т. п. Этот способ применяют для получения антикоррозионных покрытий металлов и листовой стали. Например, разработан режим нанесения двухслойных цинко-алюминиевых покрытий последовательным испарением этих металлов в вакуумной камере. Для защиты высокопрочных сталей от коррозии в морских условиях целесообразно применять вакуумные оловянно-кадмиевые покрытия. Цинковы е и кадмиевые покрытия наносят термическим испарением при давлениях 10-3 10-4 мм рт. ст.

В ряде случаев вакуумное напыление является единственным методом получения тонких пленок. Этот метод значительно экономичнее других известных методов массового производства металлизированных изделий. При его использовании механическая обработка поверхностей покрытия минимальна. Способ металлизации в высоком вакууме обеспечивает покрытие пластмасс, фольги, бумаги, тканей тонким металлическим слоем и прочное сцепление его с основным материалом.

В процессе металлизации изделие вращается вокруг испарителя и покрывается слоем металла. Специальные зажимные приспособления должны обеспечивать простое и надежное крепление изделий; приспособления не должны затемнять металлизируемую поверхность. Высоким качеством отличаются пружинные магнитные устройства. Можно осаждать в виде тонких пленок и неметаллические материалы, например, кварц, фтористый кальций. Физические свойства солей и металлов могут резко изменяться при испарении их в вакууме и образовании тонких пленок; их кристаллическая структура меняется или разрушается.

Большинство пластмасс и специальные сорта бумаги металлизируются при давлении пара ниже 10-4 мм рт. ст. Для сокращения продолжительности откачки между вакуумной камерой и диффузионным насосом устанавливают ловушки, охлаждаемые с помощью двух- или трехступенчатых холодильных установок. Наличие ловушки сокращает время откачки установок, заполненных деталями из пластмасс, содержащих высокоплавкие эластомеры и воду.

Если металлизируют детали, не выделяющие большого количества газа, можно обойтись и без ловушки, но необходимо иметь газобалластный насос. Для металлизации пластмасс, выделяющих большое количество газов (полиинилхлорид, целлидор, плексигум) и содержащих эластомеры или растворители, успешно применяют и другой

метод. Он заключается в том, что перед металлизацией изделия покрывают лаком (распылением либо погружением в жидкость).

После сушки изделия из пластмассы или металла выделяют очень мало газов и полностью уплотняется. Лак заполняет все поры поверхности, и наносимый на лак металлический слой получается зеркально гадким и блестящим. Он прикрепляется с лакированной поверхностью более прочно, чем с самим изделием. Многократное нанесение высокосортных лаков распылением и погружением позволяет получить очень гладкую поверхность металлических изделий, сравнимую с механически обработанной или электрополированной поверхностью.

Чрезвычайно широкое развитие получает метод напыления при производстве тонких ферромагнитных пленок толщиной от десятков до тысяч ангстрем. Магнитные свойства таких пленок имеют ряд особенностей по сравнению с магнитными свойствами массивных образцов из тех же веществ. Их применяют в качестве запоминающих и логических элементов вычислительных машин, для высокочастотных магнитных усилителей, параметронов, в технике СВЧ. По сравнению с другими магнитными элементами, применяемыми для этих целей, преимущества пленок заключаются в большем быстродействии, меньшем потреблении энергии и меньшем занимаемом объеме. Область их применения получила название микроэлектроники.

При изготовлении сложных электронных схем напылением в вакууме наряду с пассивными элементами (сопротивлениями, конденсаторами) применяют и полупроводниковые элементы. У тонких пленок полупроводниковых веществ отмечена очень высокая подвижность электронов; поэтому при напылении с целью получения сложных схем следует обеспечить высокую степень чистоты полупроводниковых элементов, а для этого нужно увеличить вакуум. Если определенная примесь инертного газа не играет заметной роли, то примесь такого газа, как кислород, может резко изменить сопротивление пленки. В первую очередь поэтому следует добиваться высокого вакуума по тому газу, который отрицательно влияет на процесс, и снизить его парциальное давление до необходимого минимума.