Semiconductor technology

A tremendous upgrowth of microelectronics, most of all further miniaturization and sophistication of integrated systems is connected with the development of fundamentally new technological processes, which are often possible only in vacuum conditions. Vacuum technological processes makes it possible not only to obtain integrated schemes with more compact item design with high level of process control, but also to reduce the prime cost of integrated schemes. Apart from that, such technologies, as a rule, are safer for the health of working personnel. Therefore diffusion doping is replaced by ion doping, photolithography — by electron-beam lithography, chemical etching — by plasm etching.

Most of these processes do not require ultra-high vacuum (as a rule, they are conducted under pressure around 10-4 Pa). On the other hand, all basic research works, connected with further development of integrated scheme technology, are usually carried out in ultra-high vacuum conditions, in order to, whenever possible, minimize the impact of uncontrolled factors. One of the methods, which is widely used at the present time in manufacturing of silicon semi-conductor structures, is epitaxy. Materials, which are hard to obtain in form of crystals, can be grown as monocrystallic layers on monocrystallic base plates. Moreover, the cristallic structures of the layer and the base plate must be similar or the same to accommodate growth of a defect-free oriented monocrystallic layer.

Most of the methods of epitaxy are based on technology of liquid phase or gas vapor high temperature deposition. In recent times a new method is widely used — molecular beam epitaxy (MBE), which is based on molecular beam condensation. Molecular beams are created in vacuum with the aid of small furnaces with a hole (Knudsen cell deposition source) and condensed on a heated base plate.

A specific feature of MBE method in comparison with other methods of growing epitaxy layers is a possibility of obtaining much smoother surfaces and interfaces. This possibility is the most essential in the process of manufacturing materials with special optic properties, used in solid lasers. Apart from that, MBE method makes it possible to obtain more precise dopant profile, to grow the layer in-situ, and to very precisely control the doping process.

Полупроводниковая промышленность

Бурное развитие микроэлектроники, в первую очередь дальнейшая миниатюризация и усложнение интегральных схем, связано с разработкой принципиально новых технологических процессов, осуществление которых зачастую возможно только в условиях вакуума. Проведение технологических процессов в вакууме позволяет не только получать интегральные схемы с более плотной компоновкой элементов при высоком уровне контроля процессов, но и снизить себестоимость интегральных схем. Кроме того, такие технологии, как правило, более безопасны для здоровья обслуживающего персонала. Вот почему на смену диффузионному легированию приходит ионная имплантация, фотолитографии — электронно-лучевая литография, химическому травлению—плазменное.

Большинство из этих процессов не требует сверхвысокого вакуума (они проводятся, как правило, при давлении около  10-4  Па). С другой стороны, все научно-поисковые работы, связанные с дальнейшим совершенствованием технологии изготовления интегральных схем, обычно выполняются в условиях сверхвысокого вакуума, чтобы по возможности уменьшить до минимума влияние неконтролируемых факторов. Одним из методов, широко применяемых в настоящее время в производстве кремниевых полупроводниковых структур, является эпитаксия. Материалы, получение которых в виде кристаллов затруднено, можно выращивать в виде тонких монокристаллических слоев на монокристаллических подложках. Причем кристаллическая структура слоя и подложки должна быть сходной или одинаковой для обеспечения роста ориентированного монокристаллического слоя, свободного от дефектов.

Большинство методов эпитаксии основано на технологии осаждения из жидкой фазы или парогазовой смеси при повышенных температурах. В последнее время широко применяется новый метод — молекулярно-лучевая эпитаксия (МЛЭ), в основе которого лежит конденсация молекулярных пучков. Молекулярные пучки создаются в условиях вакуума с помощью небольших печей с отверстием (источник Кнудсена) и конденсируются на нагретой подложке.

Характерной особенностью метода МЛЭ, по сравнению с другими методами выращивания эпитаксиальных слоев, является возможность получения значительно более гладких поверхностей и поверхностей раздела. Эта возможность наиболее существенна при изготовлении материалов с особыми оптическими свойствами, используемых в твердотельных лазерах. Кроме того, метод МЛЭ позволяет получать более точный профиль легирования, выращивать слой по месту, а также очень точно управлять процессом легирования.

При изготовлении полупроводниковых элементов применяют напыление в вакууме. У тонких пленок полупроводниковых веществ отмечена очень высокая подвижность электронов; поэтому при напылении с целью получения сложных схем следует обеспечить высокую степень чистоты полупроводниковых элементов, а для этого применять высокий вакуум. Если определенная примесь инертного газа не играет заметной роли, то примесь такого газа, как кислород, может резко изменить сопротивление пленки. В первую очередь поэтому следует добиваться высокого вакуума по тому газу, который отрицательно влияет на процесс, и снизить его парциальное давление до необходимого минимума.