Solar Industry



Solar energy industry is one of the fastest growing branches of electric power supply industry in the world. According to European Photovoltaic Industry Association data, in for the past year the total capacity of the existing solar-driven power units increased by 31 GWt, overcoming a mark of 100 GWt. The total amount of energy produced by solar power station is equal to the energy, generated by 16 large NPP.

Photovoltaic converters are silicon-based semiconductor devices, converting solar energy into direct electric current. They are basic elements of a device, which we call solar battery.

Growing silica monocrystals by drawing, solar battery manufacturing, solar modules lamination – all these industrial processes are impossible without vacuum technology.

The most critical and expensive part of any solar cell is a silicon slab. A 30 Torr vacuum is necessary on the silica monocrystals growing stage.

The key element of construction details of crystallic silicon photovoltaic converters is a pn-junction. Usually in solar cells manufacturing p-type conductivity starting slabs are used. For this purpose silica is doped with the necessary admixtures, such as Borium, as early as the slab growing stage. Therefore to create an n-layer in it it is necessary to inject into one of the cell’s surfaces another admixture, which would compensate Borium function and saturate the semi-conductor with n-type charge carrier.

It can be done by injecting phosphor or another suitable admixture from a corresponding part of Mendeleev's table into silica.

One of the most conventional and economically feasible methods of saturation of silica with phosphor is diffusion, i.e. the process, under which phosphor flows into semi-conductor under high temperatures. Conventionally phosphor diffusion is carried out in tube-type or conveyor furnaces under temperatures around 800 °С in low vacuum conditions. In the first case slabs are placed into quartzous holders and the tube is filled with phosphor-containing substance vapors.

Solar cell design involves presence of pn-junction near one of its surfaces, which is called the exterior or the work face. Another surface is called backside. Usually there is a pickup grid on the exterior face and a flush contact on the backside.  As n-layer, formed by diffusion, is highly saturated with admixtures, it has good electric conductivity. During diffusion this layer is formed not only on the exterior face of the slab but also on its edges and along the perimeter of the backside. In addition electrical interlocking between exterior and backside pickup pins takes place. Usually this problem is solved by plasma-chemical etching, which is a plasmic treatment of a stack of tightly compacted silica plates under vacuum.

Due to the structure the slab surface reflection is reduced on average from 35% to 11%.  It means that one tenths of the radiation falling into the surface of a solar cell will still be reflected back and will not be able to participate in electric current generation process. In order to further decrease these losses, classified as optical, on the next technological operation a so called antireflection coating (ARC) is applied to the work face of the solar cell. Silicon nitride is usually applied by PECVD, i.e. plasma-enhanced chemical vapor deposition, in special tube-type furnaces in certain vacuum conditions.

The exterior face primarily serves for maximum absorption of radiation, emitted on it, what defines technical requirements for contact plating. For this very reason the pin, located on the work face of the solar unit, is manufactured in the form of a grid, usually consisting of 2-3 wide contact pads and several dozens of thin pickup lines, located orthogonally to the wide ones. This process is run under high vacuum conditions.

It is obvious, that any industrial product has to be carefully before being delivered to the customer and solar elements are not exception in this case.

Солнечная энергетика


Солнечная энергетика - это одно из наиболее динамично развивающихся направлений электроэнергетики в мире. По данным Европейской ассоциации фотоэлектрической промышленности, в прошлом году суммарная мощность действующих гелиоэнергетических установок выросла на 31 ГВт, превысив рубеж в 100 ГВт. Суммарно солнечные электростанции производят столько же энергии, сколько способны генерировать 16 крупных АЭС.

Фотоэлектрические преобразователи — кремниевые полупроводниковые устройства, преобразующие солнечную энергию в постоянный электрический ток. Это основные элементы устройства, которое мы называем солнечными батареями.

Выращивание монокристаллов кремния методом вытягивания, производство солнечных батарей, ламинирование солнечных модулей - все эти производственные процессы невозможны без вакуума.

Самой важной и дорогой счастью любого солнечного элемента является кремниевая пластина. На этапе выращивания монокристаллов кремния требуется вакуум 30 мм рт. ст.

Ключевым элементом конструкции кристаллических кремниевых ФЭП является p-n переход. Обычно в производстве солнечных элементов используются исходные пластины с проводимостью p-типа. Для этого кремний еще на этапе выращивания слитков легируют соответствующими примесями, например, бором. Поэтому для создания в нем n-слоя необходимо в одну из поверхностей элемента внедрить другую примесь, которая скомпенсирует действие бора и насытит полупроводник носителями заряда n-типа.

Это можно сделать, введя в кремний фосфор или другую подходящую примесь из соответствующей части таблицы Менделеева.

Одним из наиболее традиционных и экономически обоснованным способом насыщения кремния фосфором является диффузия, т.е. процесс при котором фосфор под действием высоких температур проникает в полупроводник. Традиционно диффузию фосфора проводят в трубчатых или конвейерных печах при температурах около 800 оС в условиях низкого вакуума. В первом случае пластины помещают в кварцевые кассеты, а трубу печи заполняют парами вещества, содержащего фосфор.

Конструкция солнечного элемента предполагает наличие p-n перехода вблизи от одной из его поверхностей, которая называется лицевой или рабочей стороной. Другая же поверхность называется тыльной. Обычно на лицевой поверхности располагается токосъемная решетка, а на тыльной – сплошной контакт. Так как n-слой, сформированный при помощи диффузии, сильно насыщен примесями, то он хорошо проводит электрический ток. Во время диффузии этот слой образуется не только на лицевой стороне пластины, но и на ее торцах и даже по периметру тыльной поверхности. При этом имеет место электрическое замыкание между лицевым и тыльным токосъемными контактами. Обычно данную проблему решают методом ПХТ (плазмохимическое травление), который представляет собой обработку в плазме стопки плотно прижатых друг к другу кремниевых пластин под вакуумом.

При помощи текстуры отражение от поверхности пластины снижается в среднем с 35% до 11%. Это означает, что десятая часть излучения, падающего на поверхность солнечного элемента, все еще будет отражаться обратно и не сможет участвовать в процессе генерации электрического тока. С целью еще большего уменьшения этих потерь, классифицируемых как оптические, на следующей технологической операции на рабочую поверхность солнечных элементов наносится так называемое антиотражающее покрытие (АОП). Нитрид кремния обычно наносится методом PECVD, т.е. путем ускоренного плазмой химического напыления из газовой фазы, в специальных трубчатых печах в условиях определенного вакуума.

Лицевая поверхность служит в первую очередь для максимального поглощения излучения, падающего на нее, чем и определяются технические требования к контактной металлизации. Именно по этой причине контакт, расположенный на рабочей стороне солнечного элемента, выполняется в виде решетки, обычно состоящей из 2-3 широких контактных площадок и нескольких десятков тонких токособирающих линий, расположенных перпендикулярно к широким. Данный процесс идет в условиях высокого вакуума.

В отличие от лицевой металлизации, выполняющей только функцию контакта, тыльная металлизация решает еще одну задачу. Обычно на тыльной поверхности солнечного элемента наносится не один, а целых два типа металла. Один из них представляет собой сплошной слой алюминия, покрывающего практически всю площадь за исключением нескольких отверстий. А уже в этих отверстиях сформирована знакомая нам серебряная металлизация, выполняющая функцию контакта.

Очевидно, что любое промышленное изделие перед отправкой потребителю необходимо тщательно проверить и измерить его параметры. Не избежать этой процедуры и при производстве солнечных элементов.