RU
EN
Перевод единиц | Онлайн калькулятор
Корзина
Сравнение

АО "Вакууммаш" Предприятие трудовой доблести

АО Вакууммаш Предприятие трудовой доблести.jpg

АО «Вакууммаш» предприятие трудовой доблести. 1941-1945 гг.


Свидетельство о присвоении звания - Предприятие трудовой доблести.jpg

За значительный вклад в достижение Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов, за массовый трудовой героизм и самоотверженность работников предприятия, обеспечивших бесперебойный ремонт тракторных моторов и производство запасных частей для тракторов и сельскохозяйственных машин для нужд фронта и тыла Казанскому мотороремонтному заводу, правопреемником которого является АО «Вакууммаш», Указом Президента Республики Татарстан № УП-321 от 07 мая 2022 года присвоено звание «Предприятие трудовой доблести. 1941-1945 гг.»

История АО «Вакууммаш» началась в 1943 году.

Уже тогда в стране, в которой все силы были брошены во имя Победы в кровопролитной войне, строили планы по восстановлению разрушенного народного хозяйства, улучшения продовольственной базы. В первую очередь стоял вопрос о колхозах, оставшихся без техники и скота. Производство тракторов и других сельскохозяйственных машин значительно сократилось, существовал острый дефицит запчастей и горюче-смазочных материалов, квалифицированные механизаторы и ремонтники были на вес золота. Усугубляла тяжёлое положение в сельском хозяйстве тех лет нехватка рабочей силы. В деревнях и сёлах основная нагрузка лежала на плечах пенсионеров, подростков и женщин. В августе 1943 г. Совнарком СССР и ЦК ВКП(б) принимает решение об организации Комитета по восстановлению народного хозяйства. В Татарии организовывается шефская помощь колхозам, совхозам и МТС. Все предприятия Казани и в целом республики выполняют заказы по изготовлению запасных частей для тракторов и сельхозмашин. Однако предпринятые меры не смогли решить задачу наращивания технического обеспечения сельского хозяйства. Требовался ввод новых производственных мощностей.


18 ноября 1943 года Совет Народных Комиссаров Союза ССР принимает решение организовать в Казани завод по ремонту тракторных моторов и производству запасных частей к сельхозмашинам. Срок пуска Казанского мотороремонтного завода устанавливается уже на 1 января 1944 года. Годовой план нового завода должен был включать производство ремонта 1000 тракторных моторов, производство и реставрацию запасных частей более чем на два миллиона рублей. В декабре 1943 года Сельхозбанк СССР выделил на строительство Казанского завода 600 тыс. рублей.

Постановление Татарского обкома ВКП9б) от 01.12.1943 года первый лист    Постановление Татарского обкома ВКП9б) от 01.12.1943 года (последний лист)

Постановление Татарского обкома ВКП(б) от 01.12.1943 года
( первый и последний лист)


4.jpg

Корпус цеха №5 ремзавода №8 на улице Спартаковская, 7

Задача стояла очень непростая, почти нереальная - пустить завод в эксплуатацию менее чем в двухнедельный срок при отсутствии помещений, необходимого оборудования и подготовленных кадров. Решить ее можно было только при мобилизации сил ряда промышленных предприятий Казани и чёткой организации всех работ в период строительства завода и монтажа оборудования. Бюро Татарского Обкома ВКП (б) 1 декабря 1943 года приняло решение начать строительство на базе производственных площадей ремзавода №8. Так в распоряжение Казанского мотороремонтного завода был передан корпус цеха №5 со всеми вспомогательными и коммунальными постройками, находящимися на улице Спартаковская, 7. Третий корпус завода строился на базе сильно пострадавшего от пожара здания, принятого от промартели «Алга».





Основатели завода, декабрь 1943г (история АО Вакууммаш)

Основатели завода, декабрь 1943г
Первые работники завода, 1944г. (история АО Вакууммаш)

Первые работники завода, 1944г.



Первые рабочие пришли на завод по путёвкам Татарского обкома ВКП(б) с различных предприятий Казани согласно Постановления от 1 декабря 1943 года «О подборе и переводе рабочих и инженерно-технических работников на вновь создаваемый в Казани мотороремонтный завод». В этом документе были определены льготы по обеспечению продуктами и промышленными товарами рабочих и служащих завода. Принятые меры облегчили работу по комплектованию завода кадрами. К концу декабря на предприятии насчитывалось уже 174 рабочих, 20 инженерно-технических работников и 6 служащих. В комплекс строительства завода входил также литейный цех. Он создавался на базе недостроенного здания банно-прачечного комбината по ул. Павлюхина, 75. Уже в мае 1944 года он должен был выдать литья на 663 тыс. 950 руб. и полностью обеспечить литьём потребности производства. 13 мая 1944 года только что установленная вагранка дала первое литье. Это была большая победа коллектива завода. Литейщики из месяца в месяц наращивали темп производства и не только обеспечивали внутренние потребности завода по литью, но и выполняли заказы ряда других предприятий, а также МТС республики. Костяк трудового коллектива составили опытные рабочие: Именно они обеспечивали работу завода в пусковой период. 1 января 1944 года Казанский мотороремонтный завод приступил к выполнению планового задания: сначала механический цех, вслед за ним – мотороремонтный. В первоначальный период в мотороремонтном цехе трудилось всего 25 рабочих, из них 5 слесарей-сборщиков. Работать приходилось сутками, чтобы выполнить план. Начальник цеха А.А.Бондарев часто оставался на работе на ночь.


Воспоминание: «Памятным для нас остался день 5 января 1944 года, когда со стенда сошёл первый, отремонтированный нами мотор. Это был праздник труда коллектива цеха. Уставшие лица рабочих, мастеров, инженеров впервые за долгие дни засветились радостью». (Из воспоминаний ветерана предприятия А.Титова)



Ремонт тракторного мотора (история АО Вакууммаш)

Ремонт тракторного мотора
Отремонтированные трактора на территории завода ждут отправки (история АО Вакууммаш)

Отремонтированные трактора на территории завода ждут отправки


Станочное оборудование, доставшееся молодёжной бригаде Александра Титова, было изрядно изношено, не отработаны в полном объёме технологические процессы. Изготовление нескольких новых приспособлений, регулировка станков, новые приёмы обработки деталей и сборки узлов позволили бригаде Титова произвести ремонт и окончательную сборку трёх моторов вместо одного по нормативам. Трудовые победы тех лет достигались неимоверными физическими усилиями. Все работы по изготовлению новых приспособлений и по совершенствованию организации рабочего места проводились в основном уже после смены. У слесарей от переутомления и постоянного недоедания нередко кружилась голова и порой казалось, что ноги уже не в состоянии держать, но воля и осознание острой необходимости того, что они делали, помогали перебороть все обстоятельства и выполнить задание в срок и качественно. Бригада А.Титова стала победителем в предмайском социалистическом соревновании. 30 апреля на слёте фронтовых бригад, проходившем в здании старого цирка, ей вручили переходящее Красное знамя, которое позднее осталось на заводе на вечное хранение. Самоотверженный труд рабочих, инженерно-технических работников завода позволил досрочно завершить пусковые работы, завод уверенно набирал темпы. Были отремонтированы первые тракторные моторы, освоено и запущено в серийное производство 36 наименований деталей к тракторам и другим сельхозмашинам. Безусловно, запуск такого завода практически с нуля да еще в сложное военное время требовал опытного руководителя. О каждом из директоров Казанского мотороремонтного завода можно написать отдельно. Это были сильные личности, уже имевшие за плечами к моменту работы на заводе производственный или военный, партийный опыт.


С 1943-го по 1960-е гг. сменилось четыре руководителя:
1. Самуил Данилович Шулькин (01.12.1943 - 23.03.1944) - после выздоровления вернулся на фронт;
2. Хусаин Хасанович Искандеров (23.03.1944 - 28.05.1944)- скончался после непродолжительной болезни;
3. Василий Петрович Гаврилов (05.07.1944 - 20.05.1945);
4. Ибрагим Моисеевич Головицер (10.06.1945 - 30.09.1960).


Казанскому мотороремонтному заводу быть!

8 января 1944 года состоялось первое партийное собрание, открывая которое инструктор Татарского областного комитета ВКП(б) т.Нефёдов сказал: «Решение партии и Советского правительства о создании в Казани завода по ремонту тракторных моторов и изготовлению запасных частей к сельхозмашинам выполнено. В трудных условиях войны небольшой коллектив энтузиастов проделал большую работу…». Приказом Народного комиссариата земледелия СССР строители и коллектив завода был отмечен «за энергичную работу по организации пуска в эксплуатацию в Казани мотороремонтного завода в установленный ЦК ВКП(б) срок и выделил для премирования особо отличившихся рабочих и инженерно-технических работников двадцать пять тысяч рублей». Директора завода трудно было застать в рабочем кабинете - так было в подготовительный период, такая традиция сохранилась и после окончания строительных работ. Для директора важно было все – и производственное снабжение, и питание рабочих, и их медицинское обслуживание, и вопросы охраны труда. В январе 1944-го начала работать заводская столовая, разворачивалось подсобное хозяйство. В коллектив завода влились сорок восемь выпускников Казанской школы фабрично-заводского обучения №9. Новым директором Хусаином Хасановичем Искандеровым (23.03.1944 - 28.05.1944), секретарём партбюро Николаем Алексеевичем Артамоновым, председателем завкома Антониной Ивановной Федоровой был установлен порядок, по которому мастера перед окончанием работы подавали рапорты об итогах выполнения сменного задания. На основе этих рапортов заполнялся журнал учёта показателей работы. Лучшие показатели ежедневно объявлялись в листках-молниях. Руководство хорошо понимало, какое значение для работающих имели и контроль над отстающими звеньями производства, и признание их достижений и трудовых успехов. События на полях военных сражений 1944 г. вселяли в тружеников тыла надежду на скорую Победу над фашизмом. Настрой помочь тем, кто не щадя своей жизни, защищал Родину, вдохновлял тыловиков на трудовые победы.


Приказ по предприятию о проведении оперативок (история АО Вакууммаш)

Приказ по предприятию о проведении оперативок
Приказ по предприятию об установлении рабочего времени (история АО Вакууммаш)

Приказ по предприятию об установлении рабочего времени



«Работать за себя и за товарища, ушедшего на фронт!»

Этот почин, широко распространившийся на предприятиях Казани, был подхвачен передовиками Казанского мотороремонтного завода – слесарями Мухамедом Гайнуллиным и Рахимом Фазлеевым, строгальщиком Алексеем Федотовым, токарем Анастасией Ивановой и др.

Все ответственные задания производства назывались фронтовыми, и не было случая, чтобы бригада, участок или цех с таким заданием не справлялись. Так, бригада слесарей-сборщиков мотороремонтного цеха во главе с Рахимом Фазлеевым в своём предмайском обязательстве записала: «Не выходить с завода, пока полностью не будет закончен план апреля месяца». Двенадцать суток фазлеевцы не покидали своих рабочих мест, спали урывками тут же у верстаков. В результате новое изделие было успешно освоено, месячное задание выполнено к 20 апреля.

На другой день после прихода Тани в механический цех, где она трудилась за стареньким токарным станком, робко вошли еще две девушки – Аня Артемьева и Таня Кузнецова. Судьбы их одинаковы: отцы и старшие братья ушли сражаться за Родину, и надо было становиться на их место. Девушки с первого же дня стали неразлучными подругами, решив работать вместе.Так сложилась первая молодёжная бригада девушек на заводе.

К маю 1944 года бригада Татьяны Балымовой довела выработку до 300 %. Имена трёх подруг были занесены на цеховую Доску почета. С наступлением весны объём работ на заводе значительно увеличился. Всё острее стали ощущаться недостатки в организации производства и плохое состояние оборудования. Было очевидно, что станки, выделенные казанскими заводами, сильно изношены. Однако заводчане даже при таких условиях старались выполнять плановые задания и помогали колхозам, МТС в подготовке машин к весенней посевной кампании.


18 февраля 1944 г., было принято решение организовать три выездные бригады по ремонту тракторов и другой сельскохозяйственной техники непосредственно на местах в сельских хозяйствах. Среди первых посланцев завода были Иван Хамкин и Владимир Куваль, Виктор Горев и Пётр Бушуев. Одну из выездных бригад возглавил лучший слесарь завода Мухамед Гайнуллин. Налаживалась прочная связь между заводом, МТС и колхозами. Директор завода Х.Х.Искандеров скончался 28 мая 1944 года на своём рабочем месте. Всего три месяца Хусаин Хасанович возглавлял завод, но и за этот небольшой период его узнали как умелого руководителя, большого специалиста, отзывчивого и чуткого товарища. Его кончина болью отозвалась в сердцах заводчан. Новаторы производства искали новые приёмы обработки деталей и сборки узлов, меняли режимы резания, усовершенствовали инструмент. Так постепенно стал складываться творческий коллектив рационализаторов и изобретателей завода. Инициаторами этого движения на заводе стали начальник инструментального цеха Александр Александрович Дорогоницкий и старший мастер Василий Ефимович Михайлов. Благодаря их долгой и упорной работе над созданием поточных линий, стало возможным изготовление деталей большой чистоты обработки и высокого класса точности - поршней СХТЗ и гильзы цилиндра СХТЗ. Самоотверженный труд рабочих и инженерно-технических работников завода не только обеспечили досрочное выполнение производственной программы 1944 г., но и заложили основы дальнейшего наращивания темпов в развитии производства.



Испытательная станция для тракторных моторов (история АО Вакууммаш)

Испытательная станция для тракторных моторов

К концу 1944 года выпуск валовой продукции завода составил 1 миллион 960 тысяч рублей, товарной продукции – 1 миллион 667 тысяч рублей. Завод поставил колхозам и МТС республики большое количество запасных частей к сельхозмашинам, в том числе к тракторам: поршней ;- 12 тысяч штук, гильз цилиндров - 9 тысяч штук, шестерён к коробке передач - 3 тысяч комплектов, отремонтировал 500 тракторных моторов. Многого добился коллектив завода в 1944 году: своими силами построили кузнечно-термический участок, литейный цех, склад готовых деталей, испытательную станцию для тракторных моторов, провели реконструкцию жилого двухэтажного дома, переоборудованного под заводоуправление. Было освоено и налажено серийное производство более 700 наименований деталей для тракторов и сельхозмашин. Расширяющееся производство требовало все большего количества квалифицированных специалистов. В 1944 г. непосредственно на производстве было обучено новым профессиям более шестидесяти рабочих, восемьдесят три рабочих повысили свою квалификацию. Но недостаток квалифицированных кадров все же продолжал ощущаться во всех звеньях производства, особенно – в литейном цехе. Вскоре в цехах были созданы школы по повышению квалификации и обучению вторым профессиям.



В канун нового 1945 года состоялось собрание партийно-хозяйственного актива, на котором выступил с докладом директор завода Василий Петрович Гаврилов. Закончил он своё выступление следующими словами: «Задание партии и правительства по изготовлению запасных частей для тракторов и сельскохозяйственных машин, производству ремонта моторов и изготовлению ряда других изделий, предусмотренных производственной программой, коллективом завода с честью выполнено. Это первые импульсы жизни завода, они должны с каждым днём укрепляться, должны накапливать силу с тем, чтобы в наступающем году мы могли уверенно войти в строй передовых предприятий республики».

В январе 1945 г. в Казани состоялась конференция новаторов промышленности Татарии. Её делегаты приняли обращение ко всем трудящимся Татарстана: досрочно выполнить план 1945 г. Делегатами от Казанского мотороремонтного завода на конференцию были посланы лучшие стахановцы – токарь Василий Васильевич Данилин, слесарь Рахим Гарипович Фазлеев и молодой кузнец Сергей Калинин. В победном 1945 г. коллектив Казанского мотороремонтного завода добился значительных успехов, которые во многом были связаны с приходом на завод нового директора – Ибрагима Моисеевича Головицера.



Ибрагим Моисеевич Головицер
Начал свою трудовую биографию в 19 лет. С 1922 г. по 1945 г. работал в городе Мелитополе на разных должностях. С 10 апреля 1945 г. по направлению партии становится директором Казанского мотороремонтного, впоследствии механического завода. В самые сложные периоды становления завода Ибрагим Моисеевич проявил себя как опытный руководитель и талантливый организатор производства. В 1949 г. под его руководством завод успешно освоил выпуск новой продукции – 45 сильного дизеля для нужд МТС, с 1950-го г. план выпуска дизелей систематически выполнялся. И.М. Головицеру неоднократно присуждался Паспорт почета, а его портрет устанавливался на доску почета района. Являлся членом исполкома Свердловского райсовета депутатов трудящихся г.Казани. В 1946 г. был награждён медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»

Масштабная реконструкция, строительство новых цехов

Спрос на продукцию, изготовляемую заводом, с каждым месяцем возрастал. Знакомясь с хозяйством завода, новый директор понимал, что при существующем уровне производства заводу сложно удовлетворить растущие потребности агропромышленного комплекса. Нужна была масштабная реконструкция, строительство новых цехов. На это требовались огромные средства. Главный вопрос: где их взять?Вечером в директорском кабинете собрались начальники цехов и отделов, ведущие инженеры и старшие мастера. И.М.Головицер хотелось из первых уст услышать, какие проблемы существуют как в самом производстве, так и в материально-техническом снабжении, обеспечении производства необходимым оборудованием и квалифицированными кадрами.

Строительство производственного корпуса на ул.Павлюхина 75 (история АО Вакууммаш)

Строительство производственного корпуса на ул.Павлюхина 75


Новый директор завода выдвинул в качестве приоритетной задачи - расширение производственных площадей. По твёрдому убеждению Головицера, для нормальной производственной жизни завода необходимо было в самое ближайшее время начать строительство объектов подсобно-производственного назначения, управления и жилищно-бытового обслуживания. Инженеры, мастера и рабочие поддержали директора - от них поступило много ценных предложений. Например, родилась идея создать в каждом цехе свои строительные бригады, которые могли бы работать на строительстве новых объектов, развернуть во всех звеньях производства работу по режиму экономии. Предложения расширенного технического совещания нашли широкую поддержку всего коллектива завода. Так рабочие литейного цеха 5 мая 1945 г. выступили со специальным обращением ко всем рабочим, инженерно-техническим работникам и служащим завода о строгой экономии, как одного из главных условий накопления средств для широкой реконструкции цехов и строительства новых объектов. В круговерти производственных задач активисты завода не забывали и о семьях фронтовиков. На 9 мая 1945 г. планировался комсомольско-молодежный воскресник по расчистке пустыря под огороды для семей фронтовиков.


Война нанесла огромный урон сельскому хозяйству страны – не только на территориях, где шли военные действия, где враг уничтожил деревни и села, но и в тыловых областях. Татария не стала исключением. В 1945 году лишь треть полевых работ выполнялась в республике машинами. Производительность тракторного парка была низкой. На один трактор приходилось только 365 гектаров обработанной земли против 815 в 1937 году. В этой ситуации Казанскому мотороремонтному заводу отводилась ключевая роль в деле восстановления и модернизации тракторного парка, изготовления машин для сельского хозяйства республики. Новые задачи требовали увеличения объёмов производства, расширения заводских площадей. 28 июня 1945 года исполнительный комитет Казанского городского Совета депутатов трудящихся на основании решения Совета Народных Комиссаров СССР за №262 от 6 февраля 1945 года выносит постановление об увеличении территории завода на 13 гектаров по Оренбургскому тракту и о начале строительства нового корпуса с производственной площадью 5 тысяч квадратных метров. Через несколько дней начинаются работы по расчистке местности и рытью котлованов под фундаменты будущих корпусов. Главной проблемой строительных работ по увеличению заводской территории являлась острая нехватка квалифицированных кадров.


Насос «Гарда».jpg
Насос «Гарда»

Насос «Иматра».jpg
Насос «Иматра»

После окончания войны казанские специалисты нужны были и в районах, пострадавших от оккупации. Больше сотни высококлассных работников завода выехали на освобождённые территории. Однако заводчанам даже в этих условиях удалось мобилизоваться и выполнить производственное задание.В 1945 году выпуск валовой продукции завода увеличился по сравнению с 1944 годом на 119,5 процента и по товарной – на 151,0 процента.Перевод промышленности на мирные рельсы в Татарской АССР, как и во всей стране, в основном был завершён в 1946 году. Сплочённый коллектив Казанского мотороремонтного завода насчитывал к этому моменту 376 человек. И это были поистине мастера своего дела, которые не только изготавливали новые моторы, но и давали вторую жизнь двигателям тракторов и комбайнов, что в условиях послевоенного дефицита агротехники имело решающее значение для восстановления потенциала сельского хозяйства. С конца 1945 года перед заводом была поставлена новая задача - освоить производство гидравлического пресса «Манлей», ручного насоса «Гарда» и насоса «Иматра», необходимых народному хозяйству в условиях ликвидации послевоенной разрухи.



Казанский механический завод

Расширение ассортимента продукции, качественное и своевременное выполнение заводом самых ответственных и сложных заданий – стали визитной карточкой Казанского мотороремонтного завода, который с конца июня 1946 года стал называться Казанским механическим. За сменой названия предприятия последовало перепрофилирование производства, а это потребовало отладки новых технологических цепочек, освоения новых приёмов, дополнительного оборудования.


Рабочие КМЗ - сборщики насоса "Гарда" (история АО Вакууммаш)

Рабочие КМЗ - сборщики насоса "Гарда"



Первая дизельная электростанция прошла испытания (история АО Вакууммаш)

Первая дизельная электростанция прошла испытания

Хотя коллектив бывшего мотороремонтного завода считался одним из лучших среди предприятий Министерства земледелия, полностью внедрить новые технологические цепочки прежними силами было очень сложно. Первым делом предстояла работа по переквалификации рабочих и обучению новым профессиям. Решить эту задачу помогла созданная при мастерских завода ещё в годы войны Школа фабрично-заводского обучения, подготовившая около 170 квалифицированных рабочих. Кроме того без отрыва от производства повышали уровень квалификации рабочих Стахановские школы. Среди опытных заводских производственников стало развиваться наставничество, благодаря которому молодёжь наращивала свой опыт непосредственно у станка.


О многом говорит тот факт, что к концу 1946 года на заводе не было ни одного рабочего, не выполнившего годовую норму. Уже 5 декабря Казанский механический завод завершил план первого года послевоенной пятилетки. Это означало, что план выпуска валовой продукции к концу года по отношению к 1945 году был выполнен на 120,5 процента, а плановое задание 1946 года – на 107,2 процента. Однако техническое оснащение цехов объективно не могло обеспечить необходимые условия для полномасштабного развития производственной активности рабочих. С каждым днём на завод поступало все больше и больше оборудования взамен старому. Серьёзное внимание уделялось укреплению станочного парка. Например, число токарных станков с 52-х в начале 1946-го возросло к концу года до 81-го. Переоснащение производства позволило заводчанам осваивать выпуск нового изделия – насоса «Иматра». Но и этого было недостаточно. Цеха размещались в малоприспособленных помещениях непромышленного типа, поэтому встала необходимость реконструкции старых цехов и строительства новых производственных корпусов. Период перехода Казанского механического завода от изготовления запасных частей для сельхозмашин к изготовлению дизельных электростанций для МТС страны был непростым.


Заводу предстояло отладить серийное производство новой продукции – дизельных электростанций мощностью в 45 лошадиных сил. Требовалась серьёзная перестройка завода в условиях исключительной ограниченности в производственных площадях и сжатых сроках.Для того, чтобы серийно выпускать дизельные электростанции, была проведена реконструкция кузнечно-заготовительного цеха,построена новая испытательная станция. Началось строительство железной дороги. А по сути, это было начало перехода завода к разряду предприятий среднего машиностроения и начало новой эпохи в развитии Казанского механического завода. Но это уже другая история.










Наши контакты
г. Казань,
ул. Тульская, 58
+7 (800) 100-59-62
телефон отдела продаж
Задать вопрос
отдел продаж +7 (800) 100-59-62 kazan@vacma.ru 420054, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Тульская, 58